Перенос праздников в 2018 году. Постановление правительства


"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 5

Не за горами сезон, когда предприятия общественного питания начнут активно закупать у населения продукты: овощи, фрукты, ягоды и зелень. В связи с этим напомним, какие документы следует оформить при закупке, дабы иметь на руках документальное подтверждение произведенных расходов, надо ли удерживать НДФЛ при проведении расчетов с физическим лицом, у которого закупается продукция, каким образом определяется налоговая база по НДС, если готовое блюдо изготовлено с использованием продуктов, полученных от населения.

С целью организации учета при закупке продуктов у населения предприятия общественного питания могут воспользоваться Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации). Этот документ устанавливает правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей в РФ. Несмотря на то что Методические рекомендации предназначены для торговых организаций, считаем, что предприятия общепита также могут ими воспользоваться, ведь закупка товаров у населения - товарная операция. Тем более что это практически единственный документ, в котором содержится хоть какая-то информация об учете и порядке закупки продукции от населения.

Кто вправе закупать продукты у населения?

Как правило, закупка у населения осуществляется через подотчетных лиц предприятия. В п. 7.1 Методических рекомендаций указано: закупку сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих ягод, грибов и орехов осуществляют лица, определенные и утвержденные приказом руководителя организации. Другими словами, закупку осуществляют лица, которым на основании приказа руководителя компании могут выдаваться денежные средства в подотчет. Подтверждает это и п. 7.5 Методических рекомендаций: на проведение закупки ответственному лицу выдается аванс из кассы организации.

На то, что такой приказ должен быть, указала и ФНС: приказом по организации утверждается перечень лиц, которые имеют право на получение денежных средств под отчет. В свое время Госналогслужба указала, что в состав работников, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги, могут включаться только постоянно работающие лица, в том числе на условиях совместительства, либо выполняющие работы по договорам подряда (Письмо от 17.08.1998 N СШ-6-08/529@). В этом приказе следует установить сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, их предельный размер, а также порядок представления авансовых отчетов. При отсутствии указанного приказа можно считать, что срок выдачи подотчетных сумм не установлен, следовательно, расчеты по подотчетным суммам должны быть осуществлены в пределах одного рабочего дня (Письмо от 24.01.2005 N 04-1-02/704).

Отметим, приказ, содержащий перечень сотрудников, которым выдаются денежные средства под отчет, организации общественного питания иметь желательно, но не обязательно, поскольку в Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40, такого требования нет. В соответствии с п. 11 данного Порядка предприятия имеют право выдавать наличные денежные средства под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определенные руководителями этих предприятий.

В соответствии с п. 7.2 Методических указаний между лицами, производящими закупку, и администрацией организации заключается договор о материальной ответственности. Такой договор желательно заключить, чтобы в случае возникновения споров с работником иметь возможность взыскать с него сумму недостачи.

В общем случае за ущерб, причиненный работодателю, сотрудник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Однако Трудовым кодексом и иными федеральными законами может быть установлено иное. В ТК РФ иное - это случаи полной материальной ответственности работников, когда они обязаны возместить работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Один из таких случаев - недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 ТК РФ). На основании ст. 244 ТК РФ с работниками могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 N 823. В свою очередь, в соответствии с ним Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (Приложение 1). В состав указанных работ вошли работы по купле (приему) услуг, товаров (продукции). Таким образом, с сотрудниками, которым выдаются денежные средства в подотчет, может быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

В то же время нужно учитывать: невыполнение требований законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной индивидуальной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанностей возместить причиненный по его вине ущерб в полном размере, превышающем его средний месячный заработок (Определение ВС РФ от 19.11.2009 N 18-В09-72). Следовательно, предприятие общественного питания может рассчитывать на возмещение работником недостачи денежных средств, выданных в подотчет, в полном объеме только при наличии заключенного с ним договора о полной материальной ответственности.

Какие документы следует оформить при закупке?

Согласно п. 7.3 Методических рекомендаций при закупке сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих ягод, грибов, орехов организации торговли должны обеспечить строгое соблюдение порядка оформления закупочных документов с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих продуктов, места его проживания, а также приложением справок о принадлежности ему данной продукции и заключения ветнадзора о доброкачественной продукции. В п. 7.6 Методических рекомендаций подчеркнуто: закупка оформляется закупочным актом, который утверждается руководителем организации. Лица, получившие деньги под отчет, должны представить авансовый отчет о действительном использовании выданных им сумм с приложением утвержденного закупочного акта, копии накладной о сдаче продукции (п. 7.8). Таким образом, при закупке продуктов у населения должен быть оформлен закупочный акт, который выступит в качестве первичного учетного документа, подтверждающего факт расходования подотчетных сумм. Обязанность оформления иных документов, помимо закупочных актов, подтверждающих закупку продукции, законодательством не предусмотрена (Постановление ФАС ВСО от 10.06.2004 N А74-438/03-К2-Ф02-1999/04-С1).

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же соответствующей формы ни в одном из таких альбомов нет, документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование и дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Форма закупочного акта представлена в двух альбомах:

1) Альбом форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании, утвержденный Приказом Минторга СССР от 20.08.1986 N 201. Здесь представлена специализированная форма N 6-ОПИТ "Закупочный акт" (код по ОКУД - 0903105);

2) Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. В этом Альбоме содержится унифицированная форма N ОП-5 "Закупочный акт".

Какую из этих двух форм следует использовать? В соответствии с пп. 9 п. 9 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.2001 N 85, разработкой и утверждением по согласованию с Минфином и Минэкономразвития унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий в свое время занимался Госкомстат. Данные полномочия на него были возложены Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах". На смену Госкомстату пришла Федеральная служба государственной статистики, в обязанности которой разработка и утверждение унифицированных форм первичной учетной документации не входили (см. Положение о Федеральной службе государственной статистики, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 399, вступившим в силу 13.08.2004). Как отметили чиновники (Письма Минфина России от 04.05.2009 N 07-02-10/24, ФНС России от 27.07.2009 N 3-2-09/147), это связано с тем, что в ходе административной реформы указанная функция по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов была признана решением Правительства РФ избыточной, подлежащей упразднению (Протокол от 18.12.2003 N 47). Причем на финансистов или налоговиков эти функции не возложены. Получается, в настоящее время ни Росстат, ни Минфин, ни ФНС не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов.

Таким образом, из двух предложенных форм выбираем вторую - форму N ОП-5, утвержденную Госкомстатом в пределах возложенных на него полномочий. Подтверждение тому, что следует оформлять именно этот закупочный акт, можно найти и в арбитражной практике.

Так, налоговая инспекция не смогла доказать отсутствие реальных хозяйственных операций по приобретению индивидуальным предпринимателем кедровых орехов у населения, поскольку факт их приобретения был подтвержден закупочными актами, в которых содержались точные паспортные данные физических лиц, у которых были закуплены орехи, и подписи этих лиц в получении денежных средств. Акты были оформлены по унифицированной форме N ОП-5, содержащей все сведения, предусмотренные ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ для первичных бухгалтерских документов, которые подтверждают приобретение предпринимателем орехов у населения для осуществления предпринимательской деятельности, а следовательно, и факт несения расходов (Постановление ФАС ВСО от 15.12.2010 N А78-7669/2009).

В другом деле судьи ФАС СКО (Постановление от 22.11.2010 N А25-277/2010) также посчитали, что представленные подотчетными лицами закупочные акты (форма N ОП-5) подтверждают факты покупки на рынке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания за счет подотчетных сумм.

Порядок оформления закупочного акта

Закупочный акт составляется в двух экземплярах в момент закупки продуктов у населения представителем предприятия общественного питания. Среди прочего в акте указываются:

- место закупки (например, Канавинский рынок г. Нижнего Новгорода);

- должность, Ф.И.О. лица, закупившего товар, - сотрудника предприятия общепита;

- Ф.И.О., паспортные данные, домашний адрес по прописке, ИНН продавца.

Акт должен быть подписан лицом, закупившим продукты (удостоверяет факт получения продуктов), и продавцом (подтверждает факт получения денег за продукты). Один экземпляр закупочного акта передается продавцу, второй - остается у покупателя. Кроме того, закупочный акт должен быть утвержден руководителем предприятия общепита. Понятно, что утверждается тот экземпляр, который остался у покупателя.

В части порядка заполнения закупочного акта представляет интерес Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2009 N А43-23866/2008-32-454. При проверке налоговая инспекция обратила внимание на то, что на оборотной стороне формы ОП-5 "Закупочный акт" предусмотрена расписка в получении денег. Однако в представленных к проверке закупочных актах отсутствовала запись о получении наличных денежных средств, переданных продавцу - физическому лицу. По мнению проверяющих, такие закупочные акты не могут быть признаны документами, подтверждающими факт оплаты товара. Других доказательств оплаты приобретенной продукции налогоплательщик не представил. Суд не согласился с налоговой инспекцией.

Было выяснено, что по поручению заявителя - индивидуального предпринимателя товар (шпик, сало) закупался на рынке у частного лица экспедитором, с которым был заключен договор о материальной ответственности. Этот экспедитор дал объяснения, из которых следует, что он действительно закупал товар (сало, шпик) на рынке у одного и того же продавца. Оплата производилась наличными денежными средствами при покупке следующей партии товара. За товаром экспедитор ездил по доверенности, деньги получал по расходно-кассовому ордеру и после получения товара составлял авансовый отчет. Суд в качестве свидетеля вызвал продавца товара, который дал показания, подтверждающие понесенные расходы заявителя. Последний в ходе слушания дела представил закупочные акты в соответствии с действующим законодательством. Арбитры пришли к выводу: в обоснование произведенных расходов заявителем представлены документы, которые могут служить документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком затрат для признания их расходами.

Выступает ли покупатель налоговым агентом по НДФЛ при закупке продуктов у населения?

В закупочном акте предусмотрена строка, в которой должен быть указан удержанный с продавца - физического лица подоходный налог. Означает ли это, что покупатель, расплачиваясь за продукты, должен с доходов продавца удержать НДФЛ? Ответ будет положительным, если вспомнить, что согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло. В то же время необходимо проверить, не попали ли такие доходы в список не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) НДФЛ, который приведен в ст. 217 НК РФ.

Продукция, выращенная в личных подсобных хозяйствах

Если закупаемая у физического лица продукция выращена в личном подсобном хозяйстве, действует льгота по НДФЛ, установленная п. 13 ст. 217 НК РФ. Речь идет о следующей продукции:

- скот, кролики, нутрии, птица, дикие животные и птицы (как в живом виде, так и продукты их убоя в сыром или переработанном виде);

- продукция животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"). Не является предпринимательской деятельностью и реализация гражданами сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства.

Налогоплательщики должны учитывать: освобождение зависит от того, представлен ли документ, подтверждающий, что продаваемая продукция произведена на принадлежащем налогоплательщику или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества. Такой документ выдается соответствующим органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ. Следует особо подчеркнуть: представить указанный документ должен налогоплательщик, а не налоговый агент, от которого первый в связи с продажей продукции получает доход. Значит, обязанность по уплате НДФЛ при недоказанности наличия условий, освобождающих от его уплаты, возложена на физических лиц - продавцов продукции.

Таким образом, предприятие общественного питания при закупке перечисленной выше продукции может исходить из того, что она выращена физическим лицом в личном подсобном хозяйстве. Доказательства этого налоговому агенту оно предъявлять не должно. Следовательно, обязанности у налогового агента не возникают. Подтверждение изложенному - арбитражная практика (Постановления ФАС ЗСО от 27.03.2007 N Ф04-1746/2007(32835-А03-7), ФАС ПО от 15.05.2009 N А65-6772/2008). В то же время, дабы избежать дополнительных трений с налоговым органом, рекомендуем в закупочном акте указать данные документа, подтверждающего наличие у физического лица личного подсобного хозяйства. В качестве такого документа можно представить выписку из похозяйственной книги. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 112-ФЗ указанная книга предназначена для учета личных подсобных хозяйств, ее ведением занимаются органы местного самоуправления поселений и городских округов, на территории которых имеются хозяйства, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Форма и Порядок ведения похозяйственных книг утверждены Приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345. Согласно п. 34 Порядка, приведенного в этом Приказе, выписку из книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей вправе получить любой член личного подсобного хозяйства. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, в форме листов похозяйственной книги или в форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, утвержденной Приказом Росрегистрации от 29.08.2006 N 146. Выписка должна быть подписана руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом, ответственным за ведение книги, и заверена печатью этого органа.

Учтите, если все-таки окажется, что НДФЛ платить надо, сработает пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, согласно которому именно физические лица, имеющие другие доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговыми агентами, исчисляют и уплачивают налог.

Озвучим некоторые моменты дела, рассмотренного судьями ФАС УО (Постановление от 17.02.2011 N А35-7103/2009). Налоговая инспекция посчитала, что общество, оформляя закуп сельскохозяйственной продукции у своих работников, тем самым выплачивало им неофициальную заработную плату. На основании этого сделан вывод о занижении налоговой базы по ЕСН и НДФЛ. Арбитры не поддержали налоговиков, посчитав, что ими не представлены доказательства того, что заключение спорных сделок не имеет разумной хозяйственной цели, а опосредует участие общества в создании незаконной схемы минимизации исчисления и уплаты ЕСН и НДФЛ, выразившейся в оформлении выдачи заработной платы работникам в виде выплат за приобретенную у них сельскохозяйственную продукцию. Представленные обществом документы, наоборот, подтверждают факт осуществления им реальных хозяйственных операций с использованием реального, имеющего материальную ценность и действительную стоимость товара и наличия в его действиях разумных экономических целей, побудивших на заключение сделок по приобретению товаров у работников. Договоры купли-продажи молока имели своей хозяйственной целью использование его для производства - откорма животных, а другая продукция (мясо, рыба, сахар, зерно, мука) приобреталась для приготовления пищи в столовой. При этом, по мнению судей, дефекты в оформлении документов по приему сельхозпродукции не опровергают ее фактического наличия. В отношении НДФЛ окончательное решение таково: с учетом выводов о документальном подтверждении приобретения обществом продуктов животноводства и растениеводства у физических лиц, на которых налоговым законодательством возложена обязанность по уплате НДФЛ при недоказанности наличия условий, освобождающих от его уплаты, у налогового органа отсутствовали основания для взыскания с общества как с налогового агента налога, не удержанного с физических лиц при выплате им дохода за сданную продукцию личных подсобных хозяйств.

Дары лесные

Еще одна льгота, представляющая интерес для организаций общепита, закупающих продукцию у населения, установлена п. 15 ст. 217 НК РФ. Освобождение от обложения НДФЛ распространяется на доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд. К пищевым относятся такие лесные ресурсы, как дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок (п. 2 ст. 34 ЛК РФ). Недревесными лесными ресурсами являются пни, береста, кора году деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели и деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник (п. 2 ст. 32 ЛК РФ).

Помимо этого, не облагаются НДФЛ доходы физических лиц от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой ими при любительской и спортивной охоте (п. 17 ст. 217 НК РФ). Согласно п. 11 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" любительской и спортивной признается охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях. Данные виды охоты могут осуществляться:

- в закрепленных охотничьих угодьях при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного охотнику;

- в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Минфин в Письме от 12.08.2009 N 03-04-06-01/210 указал: доходы, получаемые физическими лицами от реализации продукции при осуществлении иных видов охоты, в частности охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, не подпадают под действие данной нормы Налогового кодекса и подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке. Поэтому организация, от которой налогоплательщик получает доход, признается налоговым агентом. Физическим лицам, кроме любительской и спортивной охоты, разрешается заниматься:

- охотой в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешений на добычу охотничьих ресурсов;

- охотой в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Данный вид охоты осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личной потребности.

В Налоговом кодексе отсутствует указание на то, что факт добычи продукции в результате ведения спортивной или любительской охоты должен быть подтвержден документально. Однако как же иначе доказать действие льготы? Рекомендуем предприятиям общественного питания, закупающим продукцию у охотников, запрашивать у них копию документа, на основании которого они занимались охотой.

Как определить налоговую базу по НДС при реализации продукции, изготовленной из товаров, закупленных у населения?

В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов (по подакцизным товарам) и без включения в них налога. В то же время ст. 154 НК РФ может быть установлен иной порядок определения налоговой базы. Так, исключение из общего правила - п. 4 указанной статьи, согласно которому при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по Перечню, утверждаемому Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383, налоговая база определяется как разница между рыночной ценой с учетом налога и ценой приобретения такой продукции. В силу того что данная норма прописана нечетко, существуют две точки зрения судей.

1. Пункт 4 ст. 154 НК РФ срабатывает только в том случае, если организация перепродает закупленные у населения сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки. Пример - Постановление ФАС ЗСО от 08.06.2009 N Ф04-2975/2009(6522-А03-42). Судьи выяснили, что индивидуальный предприниматель в проверяемый период закупал сельскохозяйственную продукцию (мясо) у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, перерабатывал ее и изготавливал мясные деликатесы и полуфабрикаты с их последующей реализацией. Реализация таких товаров, по мнению арбитров, подлежит обложению НДС в соответствии с нормами п. 1 ст. 154 НК РФ. Оснований для применения п. 4 указанной статьи к операциям по реализации изготовленных предпринимателем товаров не имеется, поскольку эта норма предусматривает реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

2. Пункт 4 ст. 154 НК РФ можно применять и при реализации продукции, при изготовлении которой были использованы сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки, закупленные у физических лиц, включенные в Перечень, утвержденный Правительством РФ. Пример - Постановление ФАС УО от 08.05.2009 N Ф09-2751/09-С2. Судьи столкнулись с ситуацией, когда общество сельскохозяйственную продукцию (мясо, овощи), закупленную у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, перерабатывало в пищевые продукты и реализовывало через заводские столовые. Первоначально НДС был начислен налогоплательщиком со всей стоимости реализованной продукции. Однако общество посчитало такой метод расчета налога ошибочным, полагая, что поскольку при изготовлении и реализации продуктов переработки использовалась сельскохозяйственная продукция (мясо, овощи), поименованная в Перечне, утвержденном Правительством РФ, то НДС должен исчисляться с разницы между ценой приобретения и ценой реализации, а не со всей стоимости реализованной продукции. В итоге в налоговую инспекцию были представлены уточненные налоговые декларации по НДС. По результатам камеральной проверки налогоплательщику был доначислен НДС, так как налоговики не согласились с доводами общества. По их мнению, общество закупало сельхозпродукцию у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, с целью ее промышленной переработки и реализации, следовательно, должно было применять общеустановленный порядок исчисления НДС, при котором налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров без уменьшения ее на стоимость приобретенного у физических лиц сельхозсырья. Арбитры принятые налоговой инспекцией решения признали неправомерными.

Какой позиции придерживаться, предприятие общественного питания должно решить самостоятельно. При этом, остановившись на второй, можно готовиться к претензиям налоговых органов. К сожалению, пока п. 4 ст. 154 НК РФ не будет уточнен, разночтения останутся.

При закупке продукции у населения предприятие общественного питания обязательно должно позаботиться об оформлении закупочного акта по форме N ОП-5. Этот акт не только позволит подотчетному лицу отчитаться, но и будет являться для предприятия документальным подтверждением произведенных расходов. При проведении расчетов с населением за проданную ими продукцию НДФЛ, как правило, удерживать не надо, поскольку действуют льготы, установленные ст. 217 НК РФ. Однако, дабы их применение не вызывало сомнений у налоговых органов, рекомендуем запастись документами, подтверждающими "происхождение" продукции. В последующем при реализации продукции, при изготовлении которой использовались также товары, закупленные у населения, предприятию следует установить порядок определения налоговой базы по НДС, поскольку на сегодняшний день существуют две точки зрения, как нужно ее рассчитывать.

О.В.Давыдова, эксперт журнала "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 11.05.2011



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Перенос выходных (праздников) в 2017 году постановление Свинья - кабан: гороскоп на 2018 год для женщин и мужчин


Перенос праздников в 2018 году. Постановление правительства Перенос праздников в 2018 году. Постановление правительства Перенос праздников в 2018 году. Постановление правительства Перенос праздников в 2018 году. Постановление правительства Перенос праздников в 2018 году. Постановление правительства Перенос праздников в 2018 году. Постановление правительства Перенос праздников в 2018 году. Постановление правительства Перенос праздников в 2018 году. Постановление правительства


Похожие новости